Вторник, 21.11.2017, 15:38
Кафедра русской филологии и перевода МГУ
| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по сайту · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Интернет-конференция "Актуальные проблемы славистики 2012" » Секция 7.Современные славистические студии в Украине » О ЗАДАЧАХ И СОДЕРЖАНИИ СПЕЦКУРСА ... (Карнаушенко Галина Ниловна)
О ЗАДАЧАХ И СОДЕРЖАНИИ СПЕЦКУРСА ...
AdminДата: Четверг, 22.03.2012, 12:43 | Сообщение # 1
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 167
Репутация: 103
Статус: Offline
Карнаушенко Галина Ниловна,
доцент кафедры русского языка Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (Украина)


О ЗАДАЧАХ И СОДЕРЖАНИИ СПЕЦКУРСА «ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ В ХАРЬКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»


В эпоху глобализации, бросающей вызов сохранению национальной идентичности и этнической культурной специфики, особенно остро ощущается необходимость изучения и передачи следующим поколениям основных достижений славистики. Важным является также осмысление опыта отечественной науки и высшей школы в области исследования и преподавания славянских языков и литератур в контексте общего развития гуманитарного знания. Осознание острой потребности дополнить образование русистов более широкими горизонтами, в частности, славистическими, привело к идее подготовки спецкурса «Основные достижения славянской филологии в Харьковском университете». Спецкурс читается более десяти лет, накоплен уже определенный опыт, но очевидны и возможности развития, модификаций, трансформаций. Думается, что опыт преподавания данного спецкурса мог бы лечь в основу разработки более широких спецкурсов, которые могли бы читаться и в других вузах Украины. Понимание особой роли Харьковского университета в истории украинского высшего образования и науки вообще, а славистики – особенно, дает нам основание надеяться, что информация о данном спецкурсе может быть интересна более широкому научному сообществу.
Характеризуя предмет, цели и задачи спецкурса, его место в структуре профессиональной подготовки филолога-русиста, необходимо отметить следующие моменты.
Спецкурс «Основные достижения славянской филологии в Харьковском университете» читается на V курсе, в IX семестре и входит в программу подготовки магистров. Спецкурс является итоговым в изучении целого ряда филологических и смежных дисциплин, прежде всего дисциплин историко-славистического цикла.
Главная цель спецкурса – сосредоточить внимание студентов на истории филологии в Харьковском университете, на вершинных достижениях харьковских филологов в различных областях русистики и славистики со времени основания университета (1804 – 1805 гг.) до современности.
В ходе изучения тем спецкурса студенты знакомятся с деятельностью ведущих харьковских университетских гуманитариев (И.И. Срезневского, А.А. Потебни, Л.А. Булаховского и др.), определяют их место и роль в истории университетского движения и науки в целом. Таким образом, курс имеет науковедческую направленность.
Предварительным условием для изучения спецкурса является изученность студентами следующих учебных дисциплин: введение в славянскую филологию, старославянский язык, русская диалектология, история русского языка, современный русский литературный язык, современный украинский язык, современный славянский (западный или южный) язык, общее языкознание, русское устное народное творчество, история русской литературы, история украинской литературы, история зарубежной литературы, история Украины, история России, культурология, этнография, Болонский процесс.
Заслуживает внимания также организация работы над спецкурсом.
Спецкурс «Основные достижения славянской филологии в Харьковском университете» является по преимуществу лекционным. Для более углубленного изучения отдельных тем спецкурса студенты готовят два вида рефератов:
а) реферат о жизни и деятельности ученого Харьковского университета (по выбору студента);
б) реферат об основной работе ученого Харьковского университета (по выбору студента).
Могут быть также подготовлены сообщения о развитии идей ученого в современной науке. Примерные темы рефератов предлагает преподаватель, но студенты, после знакомства с литературой, могут обсудить с преподавателем самостоятельно сформулированные темы. Подготовка двух рефератов является условием допуска к зачету (или экзамену).
Формой контроля знаний по спецкурсу является зачетная письменная работа (в некоторых случаях – экзаменационная).
Учебно-методическим обеспечением спецкурса являются монографии, учебники, статьи по истории лингвистических учений, по истории Харьковского университета, научные труды ученых Харьковского университета.
Содержание спецкурса может быть представлено в виде программы, рассчитанной на 16 учебных недель. Представим кратко содержание тем, на освещение каждой из которых планируется 2 аудиторных часа.
I тема: «Начала преподавания филологических дисциплин в Харьковском университете». Задачи, предмет и структура спецкурса. Отображение проблематики спецкурса в научной литературе. История основания Харьковского университета. Начала преподавания филологических предметов в Харьковском университете.
II тема: «Научная деятельность И.С. Рижского». И.С. Рижский – первый ректор Харьковского университета. Научная и педагогическая деятельность И.С. Рижского. Место работ И.С. Рижского по риторике и стиховедению в филологическом университетском образовании России XIX в.
III тема: “Начала полонистики в Харьковском университете». Причины интереса к полонистической проблематике в Харькове и в университете. Деятельность П.П. Гулака-Артемовского. Основные вехи и достижения полонистики в Харьковском университете.
IV тема: «Болгаристика в Харьковском университете». Болгаристические интересы В.Н. Каразина. Начала изучения и преподавания болгаристических дисциплин. Основные достижения болгаристики в Харьковском университете.
V тема: «Деятельность и научные достижения И.И. Срезневского». Деятельность и творческие достижения И.И. Срезневского в харьковский период. И.И. Срезневский как фольклорист, диалектолог, мифолог, этнограф.
VI тема: «Деятельность и научные достижения И.И. Срезневского» (продолжение). Основные достижения И.И. Срезневского в харьковский и петербургский периоды. Сопоставление научных взглядов ученого в эти периоды. И.И. Срезневский как историк славянских и русского (отдельно) языков, лексикограф, палеограф.
VII тема: «Филологическая деятельность П.А. и Н.А. Лавровских». Научная и педагогическая деятельность П.А. Лавровского. Основные достижения Н.А.Лавровского в области славянской филологии.
VIII тема: «Жизнь и деятельность А.А. Потебни».IX тема: «А.А. Потебня как историк славянских языков».
X тема: «Основные научные достижения А.А. Потебни”. Научные достижения А.А. Потебни в области:
а) общего языкознания, философии языка;
б) русской и восточнославянской фонетики;
в) исторической морфологии (в частности, история прилагательного);
г) синтаксиса;
д) лексикологии;
е) этнолингвистики, мифологии, фольклористики;
ж) литературоведения, теории и практики перевода.
XI тема: «А.А. Потебня о двуязычии, о соотношении нации и языка».
XII тема: «А.А. Потебня о сущности художественного образа».
XIII тема: "Харьковская филологическая школа". Проблема научной школы. Узкое и широкое понятие Харьковской филологической школы. Харьковская филологическая школа в истории Харьковского университета и филологической науки.
XIV тема: “Филологическая деятельность Харьковского историко-филологического общества». История ХИФО, состав членов общества в различные периоды. Филологическая и общественная деятельность членов ХИФО. Сборники ХИФО.
XV тема: «Жизнь и деятельность Л.А. Булаховского».
XVI тема: «Филология в Харьковском университете в советское и постсоветское время».
Как видим, в лекционную часть курса не вошла вся проблематика, которая предполагается, исходя из названия спецкурса. Поэтому для самостоятельной работы студентов предлагается исходный список литературы и примерные темы рефератов. В ряде случаев темы рефератов конкретизируют лекционную тему. Представим некоторые из предлагаемых тем рефератов.
Место трудов И.С. Рижского в истории филологии. Полонистика и богемистика в Харьковском университете. Сорабистика в Харьковском университете. Болгары и болгаристика в Харьковском университете. Сербы и сербистика в Харьковском университете. Белорусы и альборутенистика в Харьковском университете. Изучение старославянского и церковнославянского языков учеными Харьковского университета. Славянская палеография в трудах ученых Харьковского университета. Изучение южнославянской филологии в Харьковском университете. Изучение праславянского языка учеными Харьковских вузов. Изучение древнерусского языка и памятников древнерусской литературы учеными вузов Харькова. Основные научные достижения И.И. Срезневского в харьковский период. Славистическая деятельность И.И. Срезневского. Путешествие И.И. Срезневского по славянским странам. Филологи братья П.А. и Н.А. Лавровские. Научные взгляды А.А. Потебни (аспект – на выбор студента). А.А. Потебня о соотношении нации и языка. Деятельность членов ХИФО. Этнографическая и лингвокраеведческая деятельность ХИФО. Основные научные достижения Л.А. Булаховского. Филология в Харьковском университете в советское время: этапы, достижения, проблемы. Научная деятельность В.И. Шерцля. Учение об энантиосемии. Разработка сравнительно-исторического языкознания в трудах ученых Харьковского университета. Представители логического языкознания в Харьковском университете. Психологическое направление в языкознании и литературоведении. Научная и общественная деятельность Н.Ф. Сумцова. М.Г. Халанский – исследователь южнорусских говоров. Диалектологическая деятельность ученых Харьковского университета. Фольклористическая деятельность ученых Харьковских вузов. Научная деятельность Марина Дринова. Филологическая деятельность П.А. Бессонова. Д.Н. Овсянико-Куликовский в Харьковском университете (1888 – 1905). Научная деятельность Б.М. Ляпунова. С. М. Кульбакин в Харьковском университете (1905 – 1920). Научная деятельность Г.А. Ильинского (в Харьковском университете: 1907 – 1909). Н.Н. Дурново – историк языка (в Харьковском университете: 1910 – 1915). Филологическая деятельность Н.К. Грунского (в Харьковском университете: 1896 – 1903). Жизнь и деятельность А.Л. Погодина (в Харьковском университете: 1910 – 1919). Научная деятельность И.М. Эндзелина (в Харьковском университете: 1910 – 1917). Д.К. Зеленин – филолог и этнограф (в Харьковском университете: 1917 – 1925). Деятельность Н.М. Баженова (в Харьковском университете: 1944 – 1957). Филологическая деятельность В.П. Бесединой-Невзоровой (в Харьковском университете: 1933 – 1971). Научная, педагогическая и переводческая деятельность А.М. Финкеля (в Харьковском университете: 1945 – 1968). Научная и педагогическая деятельность Г.И. Шкляревского. Научная и педагогическая деятельность Е.Ф. Широкорад. Научная и педагогическая деятельность Л.А. Быковой.
В одном из последних учебников по введению в славянскую филологию можно прочитать горькие слова: «На фоне бурного развития славистики в столичных институтах НАН Украины и их отделениях во Львове университетские центры славянской филологии, определявшие ее лицо в XIX – нач. XX в., значительно утратили свои позиции» [7, c. 288]. Если с приведенным утверждением нельзя не согласиться, то с мнением о полном отсутствии славистических филологических исследований в Харьковском университете после Второй мировой войны можно поспорить. Представляется излишне категоричным следующее утверждение того же автора: «После переезда в Киев Л. Булаховского и за границу Ю. Шевелёва, который несколько лет работал в Харьковском университете (1939 – 1943), в этом ранее ведущем языковедческом центре практически пришла в упадок славистическая школа» [7, c. 288].
Думается, что славистическая деятельность В.П. Бесединой-Невзоровой, Е.Ф. Широкорад, Л.А. Быковой, А.А. Ивченко, Р.И. Тростинской, А.Т. Гулака, Н.А. Измайловой и других ученых Харьковского университета позволяет говорить о поддержании традиций славистической научной и учебной работы. С другой стороны, утрата кафедры славянской филологии, существовавшей в университете с 1835 г. до установления Советской власти в Украине, значительно ухудшила возможности преподавателей и исследователей славянских языков и литератур. Чтение спецкурса «Основные достижения славянской филологии в Харьковском университете» студентам выпускных курсов дает основание надеяться, что гуманитарной общественностью будет осознана необходимость возрождения кафедры славянской филологии, а также активизации славистической деятельности в университете.

Литература
1) Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета: (По неизданным материалам). С приложением портретов и планов. – Х.: типолит. М. Зильберберга, 1893 – 1904. Т. I: (1802 – 1815 гг.). – 1893 – 1898. – 1204 с. Т. II: (1815 – 1835 гг.) – 1904. 1136 с.
2) Багалей Д.И., Сумцов Н.Ф., Бузескул В.П. «Краткий очерк истории Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805 – 1905)». Х., 1906. – 329 с.
3) Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды: Биобиблиографический словарь: В 3 т. – Минск: Изд-во БГУ, 1976 – 1978.
4) Булич, С.К. Очерки истории языкознания в России. – СПб., 1904.
5) Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805 – 1905). / Под ред. М.Г. Халанского и Д.И. Багалея. – Х.: тип. А. Дарре, 1908. – Ч.I: Халанский М.Г. Опыт истории историко-филологического факультета Харьковсеого университета, – С. 1 – 168, – Указ. имен. – С. I – IX. Ч. II. Биографический словарь. – С. 1 – 390. – С. 119 – 142: Кафедра славяноведения.
6) Їжакевич Г.П. З історії вивчення російської мови на Україні в радянський період // Дослідження з мовознавства в Українській РСР за сорок років. – К., 1957.
7) Лучик В.В. Вступ до слов’янської філології: Підручник. – К.: ВЦ „Академія”, 2008. – 344 с. (Альма-матер).
8) Методична розробка до лекції на тему „Вклад українських і російських учених у вивчення української мови та її історії” / Ф.П. Медведев, В.Н. Веселовська. –Х., 1978.
9) Русское и славянское языкознание в России середины XVIII – XIX вв. (в биографических очерках и воспоминаниях современников). – Л.: ЛГУ, 1980. (Гл. V – И.И. Срезневский, гл. VIII – А.А. Потебня).
10) Славяноведение в дореволюционной России: Биобиблиографический словарь (Отв. ред. В.А. Дьяков). – М.: Наука, 1979. – 429 с.
11) Слов’янська філологія на Україні (1977 – 1981): Бібліографічний покажчик. – Ч. I. Мовознавство. Фольклористика. – К., 1983. – 208 с.
12) Сумцов Н.Ф. Кафедра истории русского языка и словесности в Харьковском университете с 1805 по 1905 гг. – СПб, 1905.
13) Фойгт К.К. Историко-статистические сведения об Харьковском университете и его заведениях, от основания университета до 1859 г. – Х., 1859.
14) Хрестоматия по истории русского языкознания / Сост. Ф.М. Березин. – М., 1973.
15) Цілуйко К.К. Мовознавство в Харківському університеті (1805 – 1965) // Українська мова в школі. – 1955. – № 6.
16) Широкорад Е.Ф. Славяноведение в Харьковском университете (1835 – 1917) // Славянская филология. Л.: ЛГУ. – 1988. – Вып. 6.

Резюме
В статье рассматриваются цели, задачи и содержание спецкурса «Основные достижения славянской филологии в Харьковском университете». Представлены темы лекционного курса, освещающие историю славистической деятельности ученых Харьковского университета от основания вуза (1804 – 1805 годы) до современности. Показана тематика реферативных и исследовательских работ. Значительное внимание уделяется жизни и деятельности ученых Харьковского университета.
 
Форум » Интернет-конференция "Актуальные проблемы славистики 2012" » Секция 7.Современные славистические студии в Украине » О ЗАДАЧАХ И СОДЕРЖАНИИ СПЕЦКУРСА ... (Карнаушенко Галина Ниловна)
Страница 1 из 11
Поиск:

Cегодня на сайте были:
Copyright Кафедра русской филологии и перевода © 2009-2017Хостинг от uCoz