Четверг, 19.10.2017, 18:29
Кафедра русской филологии и перевода МГУ
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по сайту · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Интернет-конференция "Актуальные проблемы славистики 2012" » Секция 3. Язык средств массовой информации » ЯЗЫК СМИ (Костандян Лилит Арменовна)
ЯЗЫК СМИ
AdminДата: Суббота, 10.03.2012, 22:01 | Сообщение # 1
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 167
Репутация: 103
Статус: Offline
Костандян Лилит Арменовна,
студентка Мариупольского государственного университета (Украина)



ЯЗЫК СМИ


В современном обществе средства массовой информации один из важнейших общественных институтов, которое сознательно влияет на формирование взглядов и представлений общества, на поведение его членов, в том числе и речевого поведения. Особенностью языка СМИ является подача информации простым доступным языком для конкретной аудитории. Основным воздействием на язык СМИ является массовая коммуникация – социальна взаимодействующая система. «Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей» [1, с. 163]. Общезначимость данной коммуникативной сферы обусловлена тем, что в центре её внимания находиться человеческое общество, которое выступает как ограниченное социальное пространство со специфическим внутренними процессами и культурными характеристиками.
Основными средствами массовой информации является печать, радио, телевидение, которые определяются также как средства массовой информации. Они передают свой характер через определённый стиль, что есть неотемливой частью языка СМИ.
Стилистика – наука об использовании языка, языковых единиц и категорий, составляющих языковую систему, в ходе речевого общения.
Стилистика занимает особое место в ряду лингвистических дисциплин. Лингвисты изучают ресурсы языка, предназначенные для изъяснения мыслей, обозначения понятий, для передачи носителям и носителями этого языка информации в широком смысле слова. Стилистика отвечает на вопрос как используются единицы и категории данного языка для выражения мысли, эмоций, обмена мнениями, для передачи информации. Говоря обобщенно, стилистика выясняет:
- как используется язык в целях выполнения несущей потребности общества – наладить общение людей для их совместной деятельности, работы или просто для жизни;
- как функционируют те или иные языковые средства в СМИ;
- как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом в данном тексте, в тех или иных условиях общения.
Стилистика разрабатывает, исследует проблематику языкового употребления. Это и есть предмет ее внимания. В этом ее смысл и сущность как самостоятельной науки среди других лингвистических дисциплин.
Разновидности литературного языка называют стилями (от греч. stylos - "палочка для письма"), а науку о функционировании или способах использования языковых средств в литературном языке - стилистикой. Другими словами, стилистика - это наука о системе стилистических средств языка.» [2, с. 72]
Текст массовой информации обладает целым рядом особенностей. Сложность изучения текста в СМИ, связана со многими разнородными факторами: жанровой неопределенностью, «привязанностью» к каналу передачи, смещение устной и письменной речи, «коллективностью» создания и получения текста и др. Все это, стимулирует не только анализ отдельных «языков СМИ» - прессы, радиовещания, телевидения, но и поиск некоторой общей теории, которая позволила бы дать трактовку массовой информации как единого текста. Говоря словами исследователей СМИ формируют языковые вкусы общества. Они быстрее всего реагируют на изменения в языке и отражают их. Информируя о ценностях и, оценивая, их реально влияет на качество публичного дискурса, на организацию моделей общественной жизни, на формирование у общества его собственного образа [3, с. 13].
За последние десятилетия язык средств массовой информации изменился. В нём появилось больше цензурной лексики, американизма и молодёжного сленга.
Эти качества чаще всего проявляются на экране телевизора, затем в прессе и на радио. Стиль подачи информации во всех СМИ разнообразен. По сравнению с телевидением и прессой, информация на радио должна быть изложена очень кратко. Преобладающая форма радиотекстов – монолог. Автор, стремиться – с целью «приблизить» текст к слушателю, заинтересовать его, убедить, повлиять на его сознания, эмоции – оптимизировать организацию речевых средств радиотекста. Это вполне отвечает функциональным задачам радио.
В отличиии от радио, языковые средства в газете приближены к научно - деловому стилю, они обладают чертами фактологичности и документальности в передаче информации. Они имеют открыто оценочный, ярко публицистический характер и направлены на агитационные воздействие, по определённым параметрам сближаясь с художественной прозой [4, с. 418].
В передовых статях языковые средства приобретают ярко выраженный экспрессивный характер, что особенно отражается на синтаксисе, который направлен на формирование речи логизированной, расчлененной, с резко и ясно обозначаемыми акцентами. В газетах сегодняшнего дня, приоритет получают именно факторы оценки, воздействия. Функциональная направленность на воздействие языка передовых статей служит благоприятным фактором для раскрытия здесь лингвистических ресурсов создания экспрессивности. Основным источником создания экспрессивности в широком смысле слова является фактор оценночности, выступавший в противопоставлении интеллектному характеру языка информационных сообщений. Экспрессивность передовой статьи ориентирована на массового читателя [5, с.58].
В отличии от радио и прессы, язык телевидения передаёт звуковую и видео информацию. Благодаря высокой избыточности телевизионные изображения более понятны и быстрее воспринимается информация, ибо видеообраз действует на нас непосредственно, без помощи промежуточного словесного аппарата, с его положениями и отрицаниями. Вместе со словом, он становится универсальной знаковой системой. Следовательно, на экране телевизора слово обретает не только своё значение, но и пластический контекст, изображение получает возможность передавать картину действительности в движении, причем передавать мгновенно. То есть, изображение передает образную информацию, носителем же понятийной информации выступает слово [6, с.130].
В наше время, язык телевидения является лидирующим среди СМИ, так как его составляющими является слово, звук, жест, элемент одежды, цвет, ракурс, образ. Но, не смотря на это, радио является самым доступным во всех уголках земного шара, а пресса первым СМИ, которая не теряет свою аудиторию. И каждый из них, имеет свой приоритет в мире и свои качества, и стиль языка.

Литература
1. Рождественский Ю. В. Введение в общую филологию / Юрий Владимирович Рождественский – М. : Высшая школа, 1979. ‒ 163 с.
2. Стилистика и литературное редактирование: учеб. Пособие для ВУЗов / под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 75 с.
3. Кормилицына М. А. Некоторые итоги исследования процессов, происходящие в языке современных газет / Маргарита Анатольевна Кормилицына. ‒ Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2008. ‒ 13 с.
4. Кормилицына М. А. Язык и власть – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2003. – 418 с.
5. Солганик Г. Я. Язык и стиль передовой статьи – М. : Изд-во МГУ, 1973. – 58 с.
6. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: [под ред. Д. Э. Розенталя]. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 130 с.

Резюме
Язык СМИ определённо влияет на наше общество, внеся новые словесные изменение в нашу разговорную речь. Ныне, пресса, радио и в частности телевидение носят большой вклад в развитие человека. Очень тяжело представить наше общество без всего выше перечисленного. В докладе подробно рассказывается о зыке современных СМИ, и про его неотъемлемое участие в жизни общество.
 
Форум » Интернет-конференция "Актуальные проблемы славистики 2012" » Секция 3. Язык средств массовой информации » ЯЗЫК СМИ (Костандян Лилит Арменовна)
Страница 1 из 11
Поиск:

Cегодня на сайте были: Thomasfela, AlbertVaday, Norvansr, Invalidka5, Martinh4o,
Copyright Кафедра русской филологии и перевода © 2009-2017Хостинг от uCoz