Четверг, 19.10.2017, 18:28
Кафедра русской филологии и перевода МГУ
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по сайту · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Интернет-конференции » Актуальные проблемы славистики 2011 » Мотив карточной игры в пьесе Н.В .Гоголя «Игроки» (Белогур Наталья)
Мотив карточной игры в пьесе Н.В .Гоголя «Игроки»
AdminДата: Вторник, 15.03.2011, 15:01 | Сообщение # 1
Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 167
Репутация: 103
Статус: Offline
Белогур Наталья,
студентка IV курса ОКУ «Бакалавр» специальности «Язык и литература (русский)»,
Мариуполь

МОТИВ КАРТОЧНОЙ ИГРЫ В ПЬЕСЕ Н.В.ГОГОЛЯ «ИГРОКИ»


В сообщении рассматривается вопрос присутствия мотива карточной игры в русской литературе ХIХ векa, история появления и причина популярности в России карточных игр, что явилось материалом для создания комедии «Игроки» Н.Г.Гоголем.

The report examines the presence of the card game motif in Russian literature of the nineteenth century, the history and the reason for the popularity of card games in Russia. It was the material for a comedy "Players" N. Gogol.

Мотив карточной игры представляет интерес с историко-литературной точки зрения, так как дает нам представление об отражении в литературе страсти людей XIX века к азартным играм. Популярность карт в реальной жизни нашла отражение в произведениях многих писателей русской литературы, в частности Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского. Герои их произведений играли, чтобы развеяться, чтобы внести в жизнь по ранжиру элемент случайности, риска, чтобы, наконец, унять фатальную потребность молодого, полного энергии человека - испытать Судьбу, померяться силами с Роком, или же в случае шулерства - дьявольским образом взять на себя его функции. Поэтому, произведения известных писателей представляют для исследователей не только литературную, но и историческую ценность, так как через призму карточной игры дается отражение целой эпохи, нравов и обычаев общества, стремлений молодых людей и жизненных ценностей.
Огромная значимость игрового начала в человеческой жизни была отмечена в работах Платона, И. Канта, Э.-Т. Гофмана, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Дж. Фаулза, Й. Хейзинги, А. Лосева, М. Бахтина, С. Носова и др. и все они приходили к выводу, что игра является естественной потребностью человека.
В Россию карточные игры приходят из немецко-польской культуры в ХVI-ХVII вв. и со временем превращаются в обязательный элемент русской жизни: за карточным столом делались карьеры, заводились судьбоносные знакомства, вершились судьбы целых имений, фамильных драгоценностей, а порой - и собственных жен. В высшем обществе сложились правила игорного этикета, ибо, как писали составители справочника «Правила светской жизни и этикета»: «всесильная мода предписывает уметь играть в карты и так без этого уменья светский человек может оказаться в самом неловком положении, то изучение механизма общепринятых, общественных игр должно обязательно входить в воспитание светского человека»
Комедия «Игроки» была напечатана впервые в издании «Сочинения Николая Гоголя», 1842 г., том четвертый, в разделе «Драматические отрывки и отдельные сцены». Гоголь много раз обращался к теме карточной игры в своих произведениях. Картёжничество входит в характеристику Хлестакова в «Ревизоре» и двух чиновников в «Утре делового человека». О подобранной колоде говорится в «Мертвых душах». Ноздрев, подобно Ихареву, трудится над «подбиранием из нескольких десятков дюжин карт одной талии, но самой меткой, на которую можно было бы понадеяться, как на вернейшего друга» (глава X).
«Игроки» — пьеса, написанная с великим драматургическим искусством. Оно видно во всем — в лепке характеров, в поразительной слаженности необычайно сложной композиционной ее структуры, во всех элементах ее острого, динамичного сюжета. Пьеса построена таким образом, что движение сюжета все время идет как бы в двух планах. Играется как бы пьеса в пьесе. Такая необычная, оригинальная структура комедии требует почти от каждого исполнителя огромного мастерства, ибо он одновременно играет две роли (В.Г. Белинский).

Литература
1. Бойченко М. Философия игры: Й. Хейзенга, Ф. Ницше и др - // Философская и социологическая мысль. – 1994. - № 5-6. – С. 209 – 220.
2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Знамя, 1842.
3. Белинский В. Г. Избранные статьи. – Л.: Наука, 1974. – 606 с;
4. Лотман Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в руской литературе начала 19 века./ Избранные статьи в 3 томах. – Таллин.: Александра, 1992. – т. 1. – 308 с
5.Эпштейн М. Игра в жизни и в искусстве - // Знамя. – 1993. - № 7. – С. 168-190.

 
Форум » Интернет-конференции » Актуальные проблемы славистики 2011 » Мотив карточной игры в пьесе Н.В .Гоголя «Игроки» (Белогур Наталья)
Страница 1 из 11
Поиск:

Cегодня на сайте были: Thomasfela, AlbertVaday, Norvansr, Invalidka5, Martinh4o,
Copyright Кафедра русской филологии и перевода © 2009-2017Хостинг от uCoz